Российский валютный рынок упрямо катится по наклонной, пишет Финанз.ру. Несмотря на команду ЦБ из Кремля стабилизировать курсы к выборам-2024, температура у рубля снова поднялась до 97,6 за доллар и выше 105 за евро.
После кратковременной инъекции валюты, опустившей курс доллара с отметок выше 100, рынок снова испытывает голод по экспортной выручке, хотя цены на нефть растут.
За два месяца цена Brent подскочила на 22% и находится на максимумах с конца января — почти $89 за баррель. Российский сорт Urals, по данным Минфина, продается за рубеж по $74 — рекордно дорого c августа прошлого года.
“Напрашивается вывод: либо за поставленную нефть не платят (или платят не полностью), либо где-то экспортная выручка зависла и не возвращается в страну”, — отмечает главный экономист ИК “Русс-Инвест” Александр Арутунян.
Речь идет об Индии, которая стала крупнейшим покупателем российской нефти после введения европейского эмбарго, но расплатилась в рупиях, которые оказалось невозможно ни потратить, ни вывести из страны.
По данным Reuters, “застрявшая” сумма может достигать $39 млрд, или почти десятую часть годовых экспортных доходов экономики ($414 млрд, согласно прогнозу ЦБ).
Нечто похожее происходило в первой половине 1990-х, напоминает Арутюнян: валюта за вывоз товаров оседала в офшорах, рубль падал, а страна жила в состоянии галлопирующей инфляции.