
Нефтяным компаниям выплатят более 200 млрд рублей из бюджета по демпферному механизму за август, несмотря на рост цен на автомобильное топливо до исторического рекорда, рассказали «Коммерсанту» источники на топливном рынке.
По их словам, получение субсидий стало возможным благодаря Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, которая изменила регламент торгов нефтепродуктами.
Это позволило участникам рынка со стороны предложения лучше контролировать цену и вписаться к концу месяца в цену отсечения для выплат по демпферу — 62 590 руб. за тонну для бензина и 64 620 руб. для дизельного топлива.По демпферному механизму бюджет компенсирует нефтяным компаниям часть разницы между экспортной ценой на топливо и фиксированной индикативной внутренней ценой. Однако если среднемесячные индексы в европейской части России на АИ-92 и дизельное топливо отклоняются от индикативных значений более чем на 10% для бензина и на 20% для дизтоплива, то нефтяники остаются без выплат.
Между тем правительство рассматривает возможность введения запрета на свободную продажу бензина за рубеж, чтобы охладить внутренний топливный рынок. С начала года бензин АИ-92 на бирже подорожал на 67% и достигал 64 тыс. руб. за тонну.
Дизтопливо выросло в цене более чем на 25% и превысило 66 тыс. По словам трейдеров, опрошенных Reuters, основная причина роста цен — дефицит топлива в опте на фоне предстоящего сокращения субсидий нефтяным компаниям.
Дефицит топлива в России уже есть
30 августа из Ростовской области валом пошли сообщения об отсутствии дизеля, а некоторые АЗС закрылись вообще, ибо торговать нечем.
Нет даже бензина.Пока дефицит наблюдается только в отдельных регионах и на отдельных заправках. Преимущественно на АЗС от крупных сетей, где привыкли ко внебиржевым поставкам.
Что еще будут делать власти?
Правительство утвердит список экспортеров нефтепродуктов в рамках недопущения «серого экспорта» в ближайшее время, сообщил вице-премьер Александр Новак. Это означает – выставить с рынка часть экспортеров, чтобы они были вынуждены реализовывать топливо внутри РФ.
Метод не рыночный, но весьма эффективный. Интересно, что в Ростове жалуются на газпромовские АЗС, а эта контора точно под запрет экспорта не попадет. Там и так выручка обвалилась в 8 раз.

Голубой график на слайде – биржевая стоимость Аи-92, зеленый – внебиржевая. Расхождение – почти полторы тысячи рублей за тонну. Почему не закупили достаточно топлива на бирже? Оно ведь есть! Да просто потому, что жадные. Поскупились часть прибыли потерять.